вторник, 6 мая 2014 г.

[Китай, Гуйлинь, Яншо] Как посмотреть на карстовые горы и прокатиться по реке Ли (Лицзян), не покупая тура

Мы доехали до Гуйлиня, расположились в хостеле, поели, отдохнули и теперь строим планы насчет прогулки по реке Ли (漓江 | Líjiāng) и поездки в город Яншо (阳朔 | Yángshuò). Первым делом, конечно, взглянули на предложенные в отеле туры. Вот, например, поездка по реке Ли - стоимость от 280 RMB (примерно 1400 руб):
1) от четырех человек в лодке;
2) старт в 8:00, маршрут:  Гуйлинь (桂林 | Guìlín) - Янтхи (杨堤 | Yángti) - Синпин (兴坪 | Xīngpíng) - Яншо (阳朔 | Yángshuò) около 12:00;
3) остановки в Янтхи (杨堤 | Yángti) и Синпине (兴坪 | Xīngpíng) примерно по 30 минут.
* Да, кстати, стоит еще раз отметить, что Китай давно уже перестал быть дешевой страной, и все, что будет касаться достопримечательностей, туризма и отдыха - мы еще не раз отметим - стоит приличных денег (по сравнению с остальной Азией).
** О поисковой системе Байду (карты, достопримечательности, еда и пр.) читайте здесь.

Но нам ехать до Яншо по туру не очень хотелось. Все равно до Гуйлиня потом обратно возвращаться на автобусе, в Синпине побольше времени хотелось погулять, посмотреть, где же эти двадцатиюаневые горы, да и, понятное дело, цена завышена. В общем, вот, как решили поступить мы:
1) изучаем в интернете маршруты, интересные и красивые места
2) едем на автобусе до Яншо
3) там бродим, гуляем по городку, смотрим пики и горы
4) идем к реке, ищем самостоятельных лодочников, берем бамбуковый плот и плывем до Гуйлиня.
Но вот, как все получилось на деле...

[Гуйлинь (桂林 | Guìlín) Яншо (阳朔 | Yángshuò)]
В первую очередь - автобусные билеты. Вокзал находится буквально в нескольких минутах ходьбы от Green Forest Hostel, это прекрасно видно на карте ниже. Автобусы в этом направлении ходят каждые 5-10 минут. Мы встали около 7:00, на вокзале были в районе 8:00. Купили два билета до Яншо, и по указаниям кассирши прошли на посадку. Автобус быстро наполовину заполнился китайской молодежью, и мы отправились в путь.
* Стоимость билета Гуйлинь-Яншо - 22 юаня (примерно 110 рублей).

Ехать около полутора часов, скажем час сорок. По пути уже можно, разинув рот, смотря по сторонам, представлять себе, как миллионы лет назад здесь, по видимому, было дно океана, ибо карстовые горы напоминают огромные кораллы небывалых таинственных времен.

* Карта Яншо с указателями остановки из Гуйлиня и туристической улицы.

На остановке в Яншо найдете туалет, кучу женщин-приставал, предлагающих все те же туры по реке Ли  (漓江 | Líjiāng) и многочисленные прокаты велосипедовПочему-то мы не стали даже ими интересоваться (ни турами, ни велосипедами). Наверное, потому что собирались провести время в неспешной прогулке по городу пешком. Так, не обращая ни на кого, кроме гор, внимания, двинули в центр городка, периодически восхищаясь красотой пейзажа.

В сети встречали отзывы о Яншо, как о самом красивом городе Китая. Кто знает, может, они и правы, зрелище и вправду потрясает - будто на равнинной местности аккуратно расставили конусовидные фишки, а между ними разместили маленькие домики и дорожки...

Как оказалось, до той самой туристической улицы - Западная улица (西街 | Xījiē) было не так далеко - минут 15-20, тем более, что передвигаться на велосипедах там запрещено. Удивило, и приятно, разнообразие и привлекательность сувенирной продукции - очень много "handmade", ярких красок, но и цены кусаются. Но, если вы захотите побаловать себя этническими украшениями, одеждой или обувью, то точно не пожалеете потраченных денег - выбор там очень хороший.

Мы же не тратились, а просто шли прямо к реке, где встретили старичка с бакланами. Отступим, но поделимся: в здешних краях издревле распространена рыбакла бакланами, которых сначала несколько лет дресируют, а потом привязывают веревкой за лапу и отпускаются в воду. Перемотано и горло баклана, так что, бросившись в реку за рыбой, птица не может ее проглотить и отдает добычу хозяину. Подробнее об этом можете прочесть, например, здесь. Так вот, сама рыбалка, как экскурсия, конечно, стоит денег, а нам просто предложили сфотографироваться с бакланами на берегу. Стоит это дело 10 юаней (хотя первая цифра была в два раза больше), но мы не любители таких кадров. А ноги пофотать - это пожалуйста :)

Там же у реки мы заговорились с одной женщиной, предлагающей "бамбу" - прогулку по реке на бамбуковом плотике. Делала она это совсем ненавязчиво, даже как-то неохотно. Вот мы и решили воспользоваться случаем и расспросить ее, как же лучше и подешевле прокатиться по реке Ли (漓江 | Líjiāng). На что получили ответ, что из Яншо никто на север не плывет, а плывут вниз, на юг. Отсюда лодки с мотором не ходят, поэтомупрокатиться можно только на бамбуковом плоту по течению. Если хотите на север плыть, то только из Синпина (兴坪 | Xīngpíng), а до него - на автобусе.

По правде, то, что из Яншо до Синпина добираются только наземным транспортом, мы уже вычитали у ребят из 100roads, которым огромное спасибо за труд и многочисленные подсказки. Но смущало то, что ребята по-китайски совсем не говорили, в некоторых названиях допустили ошибки и цены, которые им предлагали, мы хотели сами проверить. Все-таки Китай такое дело... тонкое! :)

Так что решено было ехать на автобусе до Синпина (兴坪 | Xīngpíng), а оттуда на моторной бамбуковой лодке до Гуйлиня. Но сначала взглянуть на одно красивое местечко под Яншо.

[Лунная гора, Лунный холм или Юэляншань (月亮山 | Yuèliangshān)]
В Яншо много красивых гор, но мы хотели оказаться лишь на одной - самой известной в окрестностях Яншо - на Лунном холме. Названа гора так в честь дырки в форме полумесяца в самом пике. Добираться до нее пешком далековато - 10 км от города. Тут-то мы призадумались насчет велосипедов, но опять откинули эту идею, размышляя, что жарко на улице и пыльно на дороге, и где эти велики потом оставлять. Некоторые пишут, что можно и мопед арендовать за 40-60 юаней на целый день (плюс депозит 200-400 юаней). Проверите, поделитесь :) А мы решили ловить такси. Но все не так просто! Мы его долго вообще не могли найти, потом остановили одного таксиста, так он загнул цену до 40 юаней! Мототакси тоже просили около 30 на каждого. В общем, мы плюнули и пошли пешком в сторону горы Юэлян (月亮 | Yuèliang)  с надеждой на общественный транспорт или рикшу.

Шли пять минут, десять, пятнадцать. Дошли до развилки. Остановили "маршрутку". Спрашиваем, едете ли до горы Юэлян. Нет, говорит, вам другая нужна. Пошли дальше. Тут куча грузовых рикш. Идем, рассматриваем, может, пассажирскую найдем. О, есть. Одного спросили, второго, третьего, завышают от 30 юаней, кто-то уже 20 говорит, но глазки-то бегают, а мы вранье и обман категорически в Китае решили не поддерживать. Нет, говорим, 10 юаней платим, и поехали! Кстати, ехать уже оставалось 7-8 км. Наконец, одного мужичка все же удалось уломать на 10 юаней. Сели, едем, красотища кругом!

Приехали, простились с водителем рикши, купили билеты и отправились наверх :)
* Вход - 15 юаней (на одного)
** 6:30 - 19:30 (1 апреля - 30 сентября), 7:00 - 18:00 (1 октября - 31 марта).

Подниматься удобно, ступеньки почти все ровные, невысокие, пусть их и более 1000 штук. Дышится легко и свежо, ветер обдувает - красотища! По пути, а затем и на вершине, встречались совсем старенькие бабушки, предлагавшие воду, сникерсы и открытки. Если хотите сделать им приятное, прикупите чего-нибудь, но цена, конечно, завышена. Зато благодарности от них не будет предела :) Подступая к тому самому лунному месту, снизу уже начинают открываться невиданной красоты пейзажи. Мы искренне наполнялись, наслаждались и находились "здесь и сейчас".

Интересно, что проходя под лунной дугой, на самой горе можно разглядеть десятки ласточек, снующих взад и вперед и садящихся в невидимые глазу гнезда.

Мы пробыли наверху около часа. Спустились быстро, даже прошлись по немного другой траектории, чтобы разнообразить путешествие. Внизу уточнили у охранника, существует ли какой-нибудь автобус до города. Оказалось, автобуса нет, но ходит маршрутка, проезд - 3 юаня. Вот и отлично, пошли к дороге. Но тут к нам сразу пристала женщина - водитель рикши:
- Поехали, - говорит, - за 20.
- Ага, конечно, мы сюда за 10 приехали, лучше на маршрутку пойдем, там 6 заплатим.
- Ладно, ладно! Садитесь, за 10 довезу
Вот так-то. Едем. Спрашивает:
- Вот этих подхвачу? Хорошо? - Показывает на молодую корейскую парочку, идущую вдоль дороги.
- Да пожалуйста.
Остановились, кричит молодым:
- За 10 поедете?
Те согласились, едем. Вот у женщины и 20 юаней в кармане.

[Яншо (阳朔 | Yángshuò) - Синпин (兴坪 | Xīngpíng)]
В общем, с этой женщиной мы договорились так: вези нас туда, откуда отходят автобусы до Синпина. Туда она нас и привезла: совсем крохотный автовокзал (см. карту), где мы купили печенек, холодного чая и сели в автобус, где уже потом в пути заплатили за проезд - 14 юаней на двоих.

Сидя в автобусе и наблюдая по пути за меняющимися в окнах картинками, завязался разговор с кондукторшей. Она интересовалась, есть ли у нас тур или план какой-то, что смотреть. Мы честно признались, что на месте решили разобраться. Она предложила какого-то знакомого с лодкой. Сказала, что в их семье такой нет, а вот у друзей отец на реке работает, так что за 250 юаней с человека прокатит. Нет уж, спасибо. Невольно стали торговаться, она остановилась на 200 за одного, на что мы предложили 100 за двоих, и разошлись :)

Мы, конечно, уже начали подозревать, что найти лодку будет не так-то просто, но отчаиваться раньше времени не стали. Ну что, думали мы, мало ли на реке местных, кто захочет прокатить иностранцев и всю выручку в карман положить? С этими мыслями примерно через 30-40 минут с момента отправления автобуса из Яншо мы прибыли в совсем маленький и пыльный Синпин (兴坪 | Xīngpíng).

Что в этом городке примечательного? Парочка туристических улиц, напичканных сувенирами? Конечно же, нет. Интереснее зарулить на жилую улицу - Китай начала XX века. Высокие деревянные складные двери, скудный интерьер в открытых домах без прихожих, портреты Мао Цзэдуна и Сталина, старушки, играющие в маджонг... Уже ради подобных картин стоило приехать в эту деревеньку.

Но где же те самые двадцатиюаневые горы? Вы точно не промахнетесь! Указатели подскажут, куда свернуть, главное просто держаться правой стороны, потом перейти небольшой мост и свернуть налево (опять же по указателям), весь путь займет несколько минут (200 м). Но не стоит останавливаться у первой лже-вывески, идите дальше до небольшой смотровой площадки с камнем и ценами за фотографию вас на фоне этих гор :)

Вот теперь и у нас есть традиционное фото!

Если честно, нам уже не терпелось спуститься к воде и запрыгнуть на одну из проплывающих мимо лодок! Так они соблазнительно скользили меж гор. Но осуществить задуманное оказалось не так-то просто. Нас, конечно, периодически одергивали женщины, предлагающие тур по реке, но мы специально не обращали на них никакого внимания и сами спускались к воде в поисках сговорчивого лодочника. Как мы ни старались, а опросили мы не менее трех таких, результаты были не очень вдохновенными.
Во-первых, до Гуйлиня, как оказалось, никто бы нас не повез, даже маршрута такого нет (долго против течения плыть); предлагали довезти до деревни Янтхи (杨堤 | Yángti), там подождать, пока мы нагуляемся, а затем привезти обратно в Синпин (т.е., понимаете, обратно до Гуйлиня добираться пришлось бы вновь через Яншо).
Во-вторых, что касается стоимости, все, как один, называли стандартные цены 250-280 юаней на одного. Мы смекнули, может, пусть нас выбросят в деревне Янтхи (杨堤 | Yángti), а до Гуйлиня мы там как-нибудь на автобусе, но ни один лодочник не соглашался, указывая на то, что обратный путь (Янтхи - Синпин) ему в любом случае нужно будет проплыть.
В-третьих, почти сразу каждый отказывал, не выслушав нас до конца, посылая за билетами в кассу. Мы уже начали подумывать, что официальной части нам не избежать. Но скинуть нам все-таки удалось!

Пройдя вдоль реки, перейдя мост в обратную сторону, мы вышли к центральному входу, набережной, к кассам и одному из причалов. К нам привязалась одна из зазывал. Мы ей сразу выдали свою идею: нам нужно доплыть до Янтхи за 100 на двоих. Да-да, не удивляйтесь, мы заведомо сбили цену сразу в несколько раз. В общем, не будем долго расписывать наш бесконечный торг и уже где-то задушевную беседу, но билеты нам купить пришлось, таковы как оказалось, правила, и, как мы убедились сами, на реке между Синпином и Янтхи есть КПП, где лодочник отдает номер (похожий на номер автомобиля) проверяющему и плывет дальше. Но зато !внимание! мы заплатили всего 200 юаней за двоих. Наша женщина позвонила мини-автобусу, развозящему туристов вдоль реки, мы запрыгнули, прокатились до причала (немного дальше смотровой на 20-тиюаневые горы) и сели в лодку к весьма забавному капитану - примерно 70ти-летнему лодочнику с седой бородой, в большом темно-зеленом пиджаке с разными советскими значками, закатанных до колен штанах и уже прохудившихся кедах. Мы застегнули куртки, навязали шарфы, капитан еще достал нам плед, и мы двинули в путь!

[Синпин (兴坪 | Xīngpíng) - Янтхи (杨堤 | Yángti)]
Вот она, красотка, река Ли (漓江 | Líjiāng). Исток реки находится в 70 км к северу от Гуйлиня, а протяженность ее - 426 км. Горы на берегах более 40-км участка реки между Гуйлинем и Яншо просто необычайной красоты.

Созданы они в результате известняковых образований. На двух берегах находится более 40 000 гор. Здесь скалы самых разнообразных форм: похожие на заросли бамбука, ширмы, слонов, верблюдов, красивых девушек, любовные объятия. Самая известная гора на этом участке - холм "Девять подков", но как бы мы не выглядывали целующихся парочек, застывшего дракона или еще кого-нибудь, лучше включить воображение, дать горам свои названия или просто наслаждаться увиденным :)
* Такую красоту не могли не запечатлеть в кино. Здесь снимались фильмы "Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов" и "Разрисованная вуаль" по мотивам романа Сомерсета Моэма "Узорной покров".

Крутотень! Красотища! Дух захватывало, капитан то и дело криком обращал на себя внимание и деловито давал указания, с какого ракурса и что снимать на камеру :)

Эта поездка выдалась очень волнительной, но достаточно затяжной (мотор у нас был слабоват, и вместо обещанных двух часов мы плыли больше трех) и промозглой. Так что, когда мы причалили к деревне Янтхи (杨堤 | Yángti) и попрощались с капитаном, поспешными шагами, разминая замерзшие ладони, мы двинули искать транспорт до Гуйлиня.

[Янтхи (杨堤 | Yángti) - Гуйлинь (桂林 | Guìlín)]
Тут же на набережной мы увидели автобус с табличкой "Яншо", наполовину заполненный школьниками. Поэтому понадеялись, что уж раз до Яншо автобусы ходят, до Гуйлиня точно такой найдется. Не тут-то было :) Мы направились к толпе местных, надеясь, что там нам что-то подскажут. По пути к нам прицепилась женщина на микроавтобусе, предлагая довезти. Мы отказались, но кто-то в толпе вновь отправил нас к ней. Она довольная, что деньги сами плывут в руки, зарядила цену:
- До Гуйлиня? За 200 довезу! У меня с комфортом!
Мы аж чуть не поперхнулись, сами смеемся, говорим, ты что, шутишь?
- Да тут автобусов нет, так что у вас варианта никакого. Ладно, за 150 поехали.
- Да не надо нам! Мы из Гуйлиня до Яншо за 44 доехали!
Тут нас уже местные начали окружать, осматривать, улыбаться так по-хитрому, типа "ну влипли лаоваи", всем уже интересно, чем закончится.
* Лаоваями неуважительно называют иностранцев, в основном, белых (неазиатов). Дословно -  老外 | lǎowài - иностранец, приезжий, чужеродец, а так же профан, дилетант.
Тут откуда-то мужик кричит:
- Поехали, за 100 довезу. - А сам развалился на своем байке, - садитесь, втроем доедем.
- Да не поедем мы! Вы смеетесь что ли, за 100!
Потом пошло предложение за 40 юаней до перекрестка. Мы уже и не торговались, сказали, что не нужны нам их услуги, пешком пойдем до пересечения с основной трассой, а там на другой автобус до Гуйлиня сядем. Нас подняли на смех:
- Там же горы, кругами ходить будете, 15 км, а уже темнеет! Вы не дойдете!

Тут смотрим, автобус, что с детьми, выехал с набережной и добирает каких-то пассажиров, мы рванули туда.
- До перекрестка довезете? За сколько?
- Довезем. За 3 юаня (с человека), садитесь.
Ахаха :) Мы уселись довольные, еще и помахали на прощание всем нашим советчикам из окна автобуса, а те, вы не поверите, улыбаясь, махали нам в ответ :)))

До пересечения с главной дорогой мы ехали через мелкие деревушки, где один за другим детишки выходили на остановках. А доехав до перекрестка, нас уже ждал автобус из Яншо до Гуйлиня. Видимо, так все и делают. Заплатив кассиру по 15 юаней за каждого, заняв мягкие сидушки, мы сели греться, отдыхать и даже успели немного сомкнуть глаза.

Вот такой выдался день. Если вам интересно, сэкономили мы минимум 110 юаней на двоих (550 рублей), но без языка такой трип был бы не прост, это точно. Китай такой прогрессивный и местами даже глянцевый, но он не меняется, вы уж нам поверьте :) Но мы тертые калачи, не сдаемся и едем дальше. Следите за нами, следующая остановка - Чжанцзяцзе (张家界 | Zhāngjiājiè), те самые легендарные горы, где снимался всем известный фильм "Аватар".

Путешествуйте с открытым сердцем и увидите гораздо больше :)